История Персии на фоне развития коврового искусства

Раздел:
Все о коврах

Просмотры:
881 0 0

В Иране ковер является одним из главных изделий, которое ассоциируется с райскими садами, которые упоминаются в священном Коране. Также как и иранские архитектурные строения, и персидские сады, ковровые полотна этой культуры выражают бессмертие мира на небе. Сама история персидских полотен тесно переплетается с культурой и традициями древнего Ирана. Если взять и проследить историю персидского ткачества ковров, то можно параллельно наблюдать за развитием одной из самых древних цивилизаций в мире.

История производства персидских ковров длиться уже на протяжении более чем 3000 лет. Все это время, тайны технологий, которыми владели мастера коврового дела, передавались из одного поколения к другому. Более того, эта традиция считалась одной из самых больших ценностей для всей семьи. На сегодняшний день персидские ковры ручной работы очень ценятся по всему миру. Считается, что по своей красоте и уникальности узоров, они занимают первое место среди всех ковровых изделий. Благодаря такой популярности, существует большое количество производителей, которые копируют и продают ковры с персидскими узорами. Конечно же, такие ковровые полотна значительно уступают по качеству и функциональности настоящим персидским изделиям.

Упоминания о персидских полотнах есть в китайских записях того времени, когда в стране правила династия Сасанидов (IIIVII ст. до н.э.). В это время велись активные военные конфликты с византийской империей, которая смогла отобрать часть земель персов, а вместе с этим получить большое количество прекрасных ковров в качестве военных трофеев. Также правитель Хосров I с этой династии дал распоряжении для персидских мастеров соткать небывалый по размерам и своему изяществу ковер. На этом большом ковре было изображено цветущий сад весной, а само изделие получило два названия: «Весна Хосрова» и «Весенний ковер». Этот ковер по праву считался самым дорогим полотном, так как имел гигантские размеры и был вышит дорогими нитями. К сожалению, данное изделие не сумело дожить до наших дней, так как в XII веке арабские солдаты, которые напали на Персию, разрезали ковер на части, чтобы поделить между собой.

По-прошествии многих лет искусство создавать ковровые полотна совершенствовалось, и таким образом переходило на новый уровень. Каждая эпоха характеризовалась тем, что приносила в технологию создания персидских ковров, что-то новое и необычное. Арабский Халифат просуществовал на территории Персии недолгое время, однако этого хватило, чтобы персидский ковер получил значительные изменения. После того, как Персия была завоевана арабами и в страну пришла такая религия как ислам, и с ковровых полотен стали исчезать рисунки животных и людей. Вместо этого, ковры стали больше украшаться различными узорами с присутствием растительного орнамента.

После ухода арабского правления, страна оказалась под воздействием турок-сельджуков, которые располагали на тот момент своей технологией и секретами производства ковровых полотен. Таким образом, за полтора столетия их правления, ковровые мастера этих культур успели обменяться опытом изготовления ковров, смешав различные приемы и методы. До сегодняшнего дня, мы можем наблюдать, что в таких иранских провинциях как Азербайджан и Хамадан, где турки правили дольше всего, при создании ковров очень часто используется турецкий узел.

После турок эти территории были захвачены монгольскими племенами, которые правили здесь на протяжении больше чем три столетия. Новые кочевники быстро приняли персидскую традицию использовать ковровые полотна, и уже скоро эти изделия появились у них дома. В это время, персидские ковры лишились своей пышности и сложности в узорах. Вместо этого, они стали характеризоваться простым орнаментом, который в большинстве своих случаев принимал геометрические формы.

На протяжении XVI-XVIII веков, Персия достигла своего пика как успешное государство. Шах Аббас сумел установить надежные торговые связи между Персией и европейским государствами. Сам он владел технологий изготовления ковров из натуральных нитей. При нем сразу же в таких городах как Исфахан, который выступал столицей Персии, Тербизе, Язде, Кашане, Кермане, Ширазе и других городах были построены фабрики, в которых профессиональные мастера и художники занимались созданием шедевров ткацкого искусства. В тот период создавалось много шелковых ковров. Самые дорогостоящие ковровые полотна отличались тем, что в них вплетали нити из серебра и золота. За время правления шаха Аббас была восстановлена традиция, ткать на коврах силуэты людей и животных. Эта эпоха славиться двумя знаменитыми коврами, которые сохранились до нашего времени. Один ковер находится в лондонском музее, а другой в музее Лос-Анжелеса.

В 1722 году произошло нападение Афганистана на территорию Персии. Впоследствии этого военного конфликта был значительно разрушен город Исфахан. Вторжения Афганистана на территорию Персии было недолгим, однако это событие на многие годы вовлекло страну в конфликт между Турцией, Российской Империей и Афганистаном. Это противостояние имело пагубное влияние на развитие ткачества. Фабрики были полностью разрушены, а все знания, которыми владели персидские мастера, сохранились только в небольших деревушках.

После долгого периода упадка, рассвет изготовления персидских полотен начался уже в XIX веке. Были налажены все прежние торговые связи, через которые ковры поступали из Ирана в Европу. Вывоз ковров за пределы страны и продажа их в другом государстве стали значимой составляющей дохода иранского государство. Поставки ковров в другие страны строго контролировались высшими органами власти, что отпечаталось на запрете использования синтетических красителей, которые уже успели глубоко укорениться в производстве нитей для ковровых изделий. Уже на пороге XX века европейцы и американцы сами ездили в Персию за покупкой ковровых изделий.

Другие статьи по темам:




  • О нас
  • ООО «Ковры»
  • Фактический адрес: 121059, г. Москва,
  • Бережковская набережная, 20, стр 75
  • Телефон: +7(495)545-4603
  • ОГРН: 1167746304626
  • ИНН: 7730199938
  • КПП: 773001001