Молитвенные коврики: единство ритуала и символа

Раздел:
Все о коврах

Просмотры:
1130 0 0

Без древних традиций восточного ковроделия не существовало бы представленного нынче разнообразия ковровых покрытий, прочных, стильных и элитных текстильных изделий данного сегмента. Если сейчас простой ковер может воодушевить человека на перемены, то какое же влияние оказывали половики и циновки несколько веков назад?

Особую нишу декоративно-прикладного искусства занимали молитвенные коврики, предназначенные для использования во время обязательного пятничного намаза. В остальное время общение с высшими силами осуществлялось по желанию, однако для возможности организации личного пространства необходимо было хоть как-то сымитировать символическое отторжение от мира. Таким образом, молитвенный коврик идеально подходил для данной цели. К тому же, его орнаментальная символика могла перекликаться с церковным убранством.

грлглор

Каждый из членов восточной семьи имел свой личный коврик. В Турции и Аравии он назывался «саджджаде» (поменьше) и «сафсаджджаде» (покрупнее), в Иране — «джанамаз», в Средней Азии — «намазлык» и «джойнамаз», в Азербайджане — «мехраби». Изделия изготавливались либо в мастерской по эскизу художника, либо непосредственно в сельских домах. Верхняя часть коврового поля символизировала мир духовный, а нижняя — земной. Перед началом работы домашние мастерицы призывали божью помощь, чтобы готовое творение получилось ровным и красивым.

Молитвенные коврики для высших слоев общества ткались не только из простой шерсти, но также из шелка. Иногда в них вплетались позолоченные или посеребренные нити. Кроме того, их отличительной чертой было преобладание узоров растительного происхождения. Абстрактные цветочные мотивы ассоциировались у набожных людей с райским садом и древом жизни.

Стандартный цвет молитвенного коврика — белый как олицетворение чистоты душевных помыслов. Кораном запрещено изображать на изделиях живых субъектов, как людей, так птиц и животных. Однако это не мешало мастерам декорировать тканое полотно рисунками, к примеру, бараньих рогов или птичьих когтей. Такое символическое обозначение тотемных животных обуславливалось верой в их чрезвычайные магические способности.

У народов Ближнего Востока и Средней Азии встречаются набивные, вышитые, суконные, бархатные молитвенные коврики. В любом случае, они навсегда останутся частью искусства, повествующим о традициях своего народа.

Другие статьи по темам:




  • О нас
  • ООО «Ковры»
  • Фактический адрес: 121059, г. Москва,
  • Бережковская набережная, 20, стр 75
  • Телефон: +7(495)545-4603
  • ОГРН: 1167746304626
  • ИНН: 7730199938
  • КПП: 773001001